СИЗаМ
Вакансии в Пскове
Резюме в Пскове
Работа в Пскове
ДомойКарта сайтаНаписать нам

Поиск вакансий
Поиск резюме
Закрыть
Работа:
Категория:
Закрыть
Работа:
Категория:
Закрыть

Союз студенческих отрядов в Пскове

ССО «Славяне»
СПО «Контакт»
СОП «Скобарь»
«Ретро ССО»
Проекты ССО
Документы ССО
статьи о ССО


Последние вакансии


Все вакансииВсе вакансии
+Создать вакансию

Могут ли колледжи сегодня конкурировать с вузами

В колледже учиться выгоднее, чем в вузе

Выпускники средних специальных учебных заведений без работы не остаются даже в
кризис

Обывателю, с советских времен привыкшему, что училища - этакие отстойники для
двоечников, в это верится, конечно, с трудом. Но на самом деле за последние годы
ситуация изменилась кардинально.

В России более 3500 учреждений начального профобразования (те самые ПТУ) и около
2700 - среднего профобразования (колледжи и техникумы). Ежегодно они выпускают
более 1 млн. 400 тысяч человек. Большинство ребят с дипломами этих учебных
заведений без работы не остаются даже в кризис.

Мало того, некоторые колледжи уже могут серьезно конкурировать с вузами. Правда,
колледжи эти инновационные - у них и материальная база самая современная, и
программы обучения разработаны под запросы работодателей.

КОНКУРС ВЫРОС

Еще несколько лет назад в техникумах конкурса не было вовсе. Бывший глава
Рособразования Григорий Балыхин тогда едва успевал докладывать, что в
большинстве колледжей недобор по многим специальностям. Но за какие-то три-четыре
года профобразование сумело выбраться из тупика.

Как рассказала замруководителя управления учреждений образования Рособразования
Татьяна Барер, сейчас средний конкурс в колледжи и техникумы по стране 1,5 - 2
человека на место. А на некоторые специальности и до 5 человек претендуют на
одно местечко. Достичь таких результатов удалось благодаря конкурсу
инновационных программ для НПО и СПО в рамках нацпроекта «Образование».

С 2007 года самые достойные конкурсанты получали рекордные суммы - от 20 до 30
млн. рублей - на восстановление материальной базы и развитие программ обучения.
Причем если в прошлые годы, чтобы стать обладателем такой суммы, обязательно
нужно было привлечь не меньшую сумму от бизнес-структур или региональных властей,
то в этом кризисном году колледжам и техникумам выделяли денег даже больше, чем
они требовали и не требовали равного софинансирования с местными предприятиями.
Получилось, что за три года 310 образовательных учреждений - победителей
конкурса нацпроекта - смогли выйти на совсем другой уровень обучения,
заинтересовать абитуриентов.

ЗА ВЫПУСКНИКАМИ ВЫСТРАИВАЕТСЯ ОЧЕРЕДЬ

Мечтать о том, что в начале XXI века в обычное училище придет представитель
какого-нибудь солидного Газпрома и скажет, что вот в этих ребятах по таким-то
специальностям концерн заинтересован, даже мечтать не смели. А уж чтобы денег на
их обучение дали да еще и помогли с оборудованием и с организацией новых
программ...

А сейчас концерны не только деньгами помогают победителям конкурса инновационных
программ, не только «бронируют» студентов еще в середине учебы, но и своих
специалистов направляют туда на переквалификацию.

- Благодаря конкурсу удалось увязать интересы государственных, социальных,
экономических и бизнес-структур, - сказала Барер. - Все программы конкурсантов
были не чем иным, как совместными с работодателями бизнес-проектами -
программами действий, направленными на соответствие системы подготовки кадров
запросам рынка труда.

То есть в колледжах, которые победили в конкурсах, не станут учить на
штамповщика резиновых сапог или вязальщика рыболовных сетей. Здесь учат
операторов самых современных станков, специалистов по автомобилям-иномаркам,
поваров, знающих кухни народов мира, мастеров самых дефицитных строительных
специальностей. Когда представители бизнеса поняли, что учреждения
профобразования стали готовить нужных рынку и бизнесу.

профессионалов, то и сами стали вкладывать деньги в НПО и СПО.

- С колледжами и техникумами сейчас сотрудничают ОАО «Объединенная
авиастроительная корпорация», Росатом, Роскосмос, Ассоциация строителей России,
Ассоциация рестораторов и отельеров России, и это лишь несколько примеров, -
поясняет замначальника управления.

СЛЕСАРЬ? ЗАХОДИ! ЮРИСТ? ПОСТОРОНИСЬ!

Ни для кого не новость, что «синих воротничков» не хватает, что именно слесари и
техники не останутся без работы в отличие от юристов и экономистов с вузовской
корочкой. Но современная молодежь не торопится идти в колледжи. По данным
различных исследований, это происходит из-за трех основных причин:
непрестижность рабочих профессий, небольшая зарплата по сравнению с другими
отраслями, отсутствие связи между школой, колледжем и вузом. Именно так и
отвечают молодые люди при соцопросах. Но, по-видимому, все же основная причина
нежелания идти в СПО или НПО - нехватка объективной информации о том, что
происходит сейчас в сфере среднего профобразования.

В среднем по стране представители рабочих специальностей получают около 30 тысяч
рублей. Правда, все зависит от престижности и востребованности специальности, ну
и, конечно, уровня подготовки. Есть профессионалы, которые зарабатывают 75 тысяч
рублей и выше.

Сейчас, по данным исследований Romir-monitoring, в России не хватает в первую
очередь строителей, токарей, машинистов башенных и мостовых кранов,
фрезеровщиков, электросварщиков, электриков и электромонтеров, сварщиков,
плотников, слесарей. При этом опрошенные выпускники СПО и НПО отметили, что
наилучшие условия при приеме на работу предлагаются сварщикам, станочникам,
электрогазосварщикам, металлургам и машиностроителям.

- Самые востребованные специальности на рынке труда - в строительстве,
машиностроении, металлообработке, металлургии. Но популярностью среди
абитуриентов по-прежнему пользуются специальности в экономической сфере и в
сервисе, - сетует Барер. - Хотя в любом случае выпускников качественных
колледжей и техникумов принимают на работу лучше, чем выпускников вузов.

УЧИМ НА РЕАЛЬНЫХ РАБОЧИХ МЕСТАХ

Благодаря конкурсу в рамках нацпроекта «Образование» победителям удалось
обновить обучающие программы и сделать их более востребованными, установить
новое оборудование, тем самым в некоторых учреждениях ребята учатся на более
современных аппаратах, чем установлены на производствах. Но самое главное - во
всех программах, представленных конкурсантами, основной упор делался на
соответствие потребностям рынка труда, увеличение часов практики на предприятиях.

- Обязательный пункт, на который мы обращали внимание, - связь учреждений
профобразования между школой и вузом.

Молодежь сейчас капризная, и заманить ее только возможностью неплохо
трудоустроиться сложно. Не каждый знает, что для ребят, обучающихся в колледжах,
есть ряд привилегий.

После обучения в подобном учреждении ребята могут сразу поступить на второй-третий
курс вуза, не сдавая ЕГЭ. Но по профилю своей специальности.

Да и при поступлении в колледж Единый не нужен. При этом каждый победитель
конкурса инновационных программ гарантированно обеспечивает своих студентов
местами в общежитии. Как правило, бесплатными. А ребята из малообеспеченных
семей, потерявшие одного из родителей, получают бесплатное питание и льготный
проезд на общественном транспорте.

И если в вузах совмещать учебу и занятия вам особо не дадут, то тут будут только
рады, если вы устроитесь по специальности, да еще и помогут.

И самый важный момент: во всех инновационных учреждениях профобразования есть
возможность к основной специальности получить ряд смежных за 40 - 100 часов.
Причем абсолютно бесплатно. И стать еще более квалифицированным, а значит,
дефицитным специалистом.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Директор Воронежского промышленно-гуманитарного колледжа, победителя конкурса
нацпроекта «Образование» Людмила АНИЩЕВА:

- В нашем колледже на грант мы полностью обновили материально-техническую базу,
поставили новое оборудование и открыли несколько новых программ опережающего
обучения. Средний конкурс у нас - 1,4 человека на место.

Сейчас у нас учатся ребята из 18 регионов. Чтобы обеспечить полноценное обучение,
в колледже преподают специалисты-производственники. А представители предприятий-работодателей
участвуют обязательно в экспертизе образовательных программ и проведении
практики.

Еще мы плотно работаем со школами: наши студенты приходят в классы, рассказывают
о специальностях, которые можно получить. Мы проводим специальные диагностики
для профориентации школьников, раздаем агитационные листы, развиваем сайт в
Интернете. На самом деле именно в этом сейчас и заключается главная проблема
среднего профобразования - школьники не знают, какие перспективы открываются для
них благодаря учебе в колледжах.

Автор: Дарья Токарева
Источник: Комсомольская правда



© ПРМОД «Союз студенческих отрядов» 180014, г Псков, ул Николая Васильева, д.65
тел. 8(900) 994-00-33
ssopskov@yandex.ru
Агентство интернет-рекламы "Coffee Studio"