Союз студенческих отрядов в Пскове |
|
|
|
Школы-экстернаты_ достоинства и недостатки |
Типичные истории
В доме, где мы живем, есть интересная семья. Их трое: бабушка, мама и дочка. Они
верующие, почитают православные традиции. Бабушка имеет два высших образования.
После технического института она поступила на актерское отделение. Мама -
художница, расписывает храмы. Дочь Оля до 5-го класса училась в церковно-приходской
школе. Эта школа только для маленьких детей. Стал вопрос о дальнейшем
образовании. Мама и бабушка походили по округе в поиске подходящей школы и так и
не определились. Девочка растет застенчивая, не привыкшая к условиям
коллективного климата, а между тем - самостоятельная и умная. Выход был один -
экстернат. Есть платные, есть бесплатные. Мама Оли решила, что от платных толку
будет больше. Возможно… К тому же плата оказалась им доступной: примерно 10
тысяч рублей за один учебный год (в каждом экстернате разная). Сейчас Оля в 7-м
классе. Ни она сама, ни мама, ни бабушка не жалеют. Девочка опережает на целый
учебный год своих ровесников. Три раза в неделю она приезжает в школу-экстернат
по месту жительства, получает учебные задания (их можно получить и через
интернет) и осваивает их самостоятельно или вместе с мамой, бабушкой. Каждый
семестр сдает экзамены - на «отлично»…
…Алексей уже в 14 лет маялся от школьной скуки, от нежелания учиться из-под
палки и от жажды иметь собственные деньги. Как-то по дороге из школы он забежал
в пиццерию перекусить. И в момент тщательного пережевывания высмотрел в
промежутке полуоткрытой двери парня своего возраста. Тот суетился на кухне. Леша,
недолго думая (не любил он этим заниматься), рванул к администратору по залу с
просьбой принять его на работу. Ему отказали. Тогда он отправился к директору и
все-таки уговорил, убедил, разжалобил. Продолжал учиться в школе, а вечерами
подрабатывал. Летом после 9-го класса он ушел из пиццерии, стал торговать
дисками. В сентябре записался в вечернюю школу-экстернат. За год закончил 10-й и
11-й классы. И на год раньше своих сверстников поступил в Академию бизнеса на
платное отделение. Причем родители не вложили в него ни копейки. Сейчас он
студент третьего курса и имеет собственный киоск, продающий диски.
Хорошо забытое старое…
Идея школ-экстернатов в принципе не нова: и в былые времена экстерном обучали
рабочую молодежь из-за нехватки времени на фундаментальное образование. Также
детей с ослабленным здоровьем - из-за частых пропусков уроков.
Режим учебы различен: от 2 до 4-х раз в неделю ребята приезжают в экстернат на
консультацию. Они могут не заниматься в группах, а получать задания через
Интернет, выполнять их дома и отправлять обратно. Если ваш ребенок в течение
длительного времени находится, к примеру, за границей - такая форма обучения для
него идеальна. Есть одаренные ребята, которые всерьез занимаются танцами,
спортом или снимаются в кино. Или усердно осваивают языки. Для них экстернаты -
счастливая возможность все успеть. Бывает, девушка забеременела уже в школьные
годы. Заочное и самостоятельное обучение спасут ее от психологического шока и
позволят получить образование наравне со всеми и даже раньше. Необычно?
Непривычно? Но и дети у нас весьма необычные и зачастую попадают в непривычные
для нас взрослых ситуации. В новом веке - новые времена!
Что же такое экстернат
Приказ об утверждении "Положения о получении общего образования в форме
экстерната" вышел в 2000 году. В этом Положении определено, что экстернат - это
форма обучения, которая предполагает самостоятельное изучение экстерном (учеником)
программ начального, основного, среднего (полного) общего образования с
промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном
учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
По окончании обучения экстерн получает аттестат государственной школы без
пометки "экстернат" - такой же, как и у обычных выпускников, полностью ему
равноценный.
С тех пор не нужна весомая причина, чтобы оставить школу по месту жительства и
уйти в экстернат. Почему оставить? Например, в 7-8-м классах каждый день у ребят
должно быть по шесть-семь уроков плюс три часа на домашнее задание. Получается
десятичасовой рабочий день. Подросток дополнительно занимается в кружках и
секциях, ходит на подготовительные курсы в вуз. Разве реально все успеть? А как
обидно в этом случае тратить время впустую.
Нынешняя ситуация такова: экстерном теперь стремятся обучаться многие
старшеклассники в целях экономии времени при поступлении в вуз.
Многовариантность и гибкость этой системы позволяет подогнать учебный процесс
индивидуально к каждому ребенку, подростку, слушателю. Есть удобный вариант для
будущих абитуриентов. Экзамены сдаются блочно, по окончании курса каждого
предмета. Выучил физику за 10-й класс, тут же закрепил экзаменом и принялся за
другой предмет… Вот вам и углубленный подход к изучению предмета. Имеется
возможность пересдачи для улучшения аттестата. В экстернате гораздо легче
получить аттестат с отличием, нежели в обычной школе.
Освобождение большого количества времени, целенаправленное изучение нужных
предметов и воспитание в характере ответственности и самостоятельности - и есть
те козыри экстерната, которые дают преимущества при поступлении в вуз.
Достоинства и недостатки
В начале о достоинствах экстерн-образования.
У родителей появляется возможность оптимально организовать рабочий день ребенка.
Кто, как не они, знают, в какое время лучше сесть за учебники.
Занятия в маленьких группах эффективнее работы с целым классом.
Самостоятельные занятия организовывают самого ребенка. Учеба с интересом (есть
цель и задачи) куда плодотворнее, чем под нажимом.
Дети-экстерны рано определяются с выбором профессии, наиболее целенаправленны и
раньше сверстников желают приступить к работе.
После двух-трех месяцев индивидуальной учебы подросток сможет сам пользоваться
навыком самостоятельной работы, который очень пригодится ему в дальнейшем.
А теперь - недостатки, вернее, проблемы.
Если для вашего ребенка обычная школа не по зубам, он плохо организован, любит
улицу - экстернат расслабит его еще больше.
Экстернат изолирует ребенка от коллектива.
Дома в случае непонимания темы некому задать вопросы. Большую поддержку
оказывает Интернет.
Обучение в основном платное.
Родителям необходимы поддержка и ясность для каждого случая отдельно. В
настоящее время познакомиться с опытом, накопленным в области этой
нетрадиционной формы обучения, можно в ЦИТО по телефонам в Москве: (495) 748-07-13.
А для других городов и сел - необходимо обратиться в свой районный центр
образования.
Источник: «Общественная газета РОССИЯ», Елена Малыгина
|
|