СИЗаМ
Вакансии в Пскове
Резюме в Пскове
Работа в Пскове
ДомойКарта сайтаНаписать нам

Поиск вакансий
Поиск резюме
Закрыть
Работа:
Категория:
Закрыть
Работа:
Категория:
Закрыть

Союз студенческих отрядов в Пскове

ССО «Славяне»
СПО «Контакт»
СОП «Скобарь»
«Ретро ССО»
Проекты ССО
Документы ССО
статьи о ССО


Последние вакансии


Все вакансииВсе вакансии
+Создать вакансию

Как сдать ЕГЭ по русскому языку на _пятерку

Без Тараса Бульбы

В тестах ЕГЭ по русскому языку примеров из классики почти не будет

Как сдать ЕГЭ на "пятерку", рассказывает председатель Научно-методического
совета ФИПИ по русскому языку, профессор МГУ Игорь Милославский.

Российская газета: Игорь Григорьевич, в ЕГЭ по математике задания части А
гарантируют "тройку". В ЕГЭ по русскому языку такой же принцип?

Игорь Милославский: Задания в части А очень легкие. Вот возьмем А 24 из
демоверсии: надо расставить запятые в предложении "В Киеве на высокой горе на
берегу Днепра установлен памятник князю Владимиру во времена княжения которого
состоялось крещение Руси". И предлагаются варианты ответа. Правильный - под
цифрой 2, запятая - после слова "Владимиру". Часть А и часть В - вопросы,
посвященные в основном не столько владению языком, сколько знаниям о языке.
Школьник должен, например, уметь определять род существительного, чтобы
правильно написать окончание... Это, извините, примитив.

Ценность представляет часть С, где ученику предлагается мало-мальски проблемный
текст, к которому надо выразить свое отношение, привести какую-то аргументацию.
На основании этого текста определяется способность участвовать в дискуссии,
выражать свое мнение, аргументировать соображения и идеи. Замысел очень
правильный.

РГ: В математике за задачи С выставляется самый большой балл. А как в ЕГЭ по
русскому?

Милославский: Так же. Задание С проверяют эксперты, для которых разработаны
четкие инструкции - за что именно ставятся оценки. За связность изложения -
столько-то баллов, за аргументированность - столько-то. Принципиальное отличие
от математики в том, что там к заданиям С 99 процентов учеников даже не
подступают, а в русском языке 90 процентов начинают их выполнять. И результаты
по русскому в отличие от математики вполне пристойные. По стране в прошлом году,
насколько я помню, было 7-8 процентов двоек, около 10 процентов пятерок, троек-четверок
примерно поровну. Но я все-таки разделил бы школьников на тех, для кого русский
язык является родным, и тех, где в семьях говорят на другом языке.

РГ: Так, может, для них нужны иные задания ЕГЭ?

Милославский: Я не готов ответить на вопрос, как составлять задания для тех и
других. Но не надо делать вид, что этой сложной проблемы нет. Когда проходят
разные олимпиады по русскому языку как иностранному, то часто возникают коллизии:
мама или папа у участника - русские, как же мы можем поставить его на то же
место, что и человека, у которого в семье никто по-русски не говорит и никого в
России нет, а он достиг тех же вершин? Никто не дал ответа, как следует
поступить. В идеале мы, конечно, должны стремиться к тому, чтобы на выпуске все
приходили примерно к одинаковому уровню, но ведь стартовые условия слишком
разные.

РГ: Раньше в примерах использовались цитаты из классиков русской литературы, а
сейчас в демоверсии для разбора дается текст, связанный с компьютером. В тестах
ЕГЭ классиков тоже нет?

Милославский: У нас в обществе культивируется несколько стереотипов. Один из них
тот, что знание языка - только умение писать без ошибок и при говорении не
нарушать норму. Другой - русский язык и русская литература выступают в жесткой
связке. И то, и другое совершенно неправильно. Язык существует в связке со всей
деятельностью человека. Я не противник литературы, но когда какая-то одна
область начинает вытеснять все остальное, она делает это плохо. К изучению
родного языка гораздо ближе литературы стоит иностранный язык. Мы не можем дать
школьникам многие тексты XIX века. Разве что какой-то отрывок из
публицистической статьи Писарева, да и там вряд ли все акценты стоят так, как
это актуально в современном мире. А задача образования - подготовить человека к
тому, чтобы он умел понимать мысли другого и не только грамотно, но ясно и четко
высказывать свои.

РГ: Чем для этой цели не годится сочинение как форма проверки умений?

Милославский: Многие университетские преподаватели жалуются: студенты, такие-сякие,
все просто скачивают из Интернета. А я им говорю: "Дорогие мои, надо давать
такие задания, которые скачать невозможно. А если вы даете задания, ответы на
которые можно списать, стоит задуматься, лучшую ли форму проверки знаний вы
выбрали?" То же касается сочинения. Когда слышу, что надо вернуть сочинение -
удивляюсь. Как же мои коллеги не понимают, что мир очень изменился? Давно
продают сборники "100 лучших сочинений", в Интернете можно найти тысячи
вариантов на любые темы. В этой ситуации отстаивать сочинение как форму контроля
бессмысленно.

Что касается идеи ЕГЭ - отношусь положительно. Уже потому, что систему
поступления в вузы разъела коррупция донельзя. Я часто вспоминаю, что как-то
ректор Красноярского университета сказал: "Не надо гордиться высокими оценками.
Мы же сами их ставим". Непременно нужна единая, внешняя, унифицированная система
проверки знаний. Ею стал ЕГЭ. С другой стороны, помните, из Гоголя: "Что за
город проклятый такой? Только стоит построить памятник или забор, так вмиг
нанесут разного сору?" Когда оказывается, что результаты ЕГЭ по русскому языку в
Дагестане лучше, чем в Москве или Петербурге, хватаешься за голову и думаешь:
зачем весь этот огород городить?

РГ: На все вопросы ЕГЭ можно найти ответы в школьных учебниках?

Милославский: Части А и В полностью соответствуют тому материалу, который
предлагают учебники. И содержанию нынешнего обучения. Это формальная
классификация языковых явлений. В лучшем случае явления нормы - говори "кладет",
а не "ложит", "звонИт", а не "звОнит", "включИм компьютер", а не "вклЮчим
компьютер". "ТвОрог" или "творОг"? Можно и так, и так. "В комнату вошел дед с
матерью" или в комнату "вошли дед с матерью" - как надо? Можно и так, и так.
Зачем мы определяем падеж существительного? Чтобы правильно писать окончания.
Зачем выделяем род? Чтобы знать, что "мышь" с мягким знаком, а "уж" - без него.

Все построено на этом. Но надо детей учить и другому: говорить, писать, читать,
понимать со слуха и показывать, какими возможностями обладает русский язык,
чтобы наилучшим образом выразить свои мысли и чувства. Если вы хотите четко и
ясно выражать свою мысль, то предпочитайте глаголы совершенного вида, потому что
они более информативны, более подробно характеризуют действие. Если речь идет о
событии, надо постараться, чтобы глаголов было больше. Они передают динамику. А
там, где речь идет о рассуждении или доказательстве, понадобятся слова "потому
что", "следовательно", "так как".

РГ: Что самое сложное в тестах по русскому?

Милославский: Суметь прочитать задания, понять их. Многие школьники начинают
отвечать, даже не понимая, о чем их спрашивают. Может, обращали внимание, что во
время прямых радио эфиров со слушателями половина из них отвечает совсем не на
те вопросы, которые предложили ведущие. Есть хорошая английская традиция -
школьников и студентов учат написанию эссе. Там есть десятки типов письменных
упражнений. Среди них - не расписка в получении, даже не автобиография, а мнение
по поводу каких-то проблем - миграции, смертной казни, положения женщин в
обществе, описание яркого события в жизни и другое. Обучение такой речевой
деятельности совершенно необходимо.

РГ: Может, и нам включить такие задания в ЕГЭ?

Милославский: Если это будет входить в содержание обучения на уроке, то, может
быть, и в ЕГЭ.

Автор: Ирина Ивойлова
Источник: Российская газета



© ПРМОД «Союз студенческих отрядов» 180014, г Псков, ул Николая Васильева, д.65
тел. 8(900) 994-00-33
ssopskov@yandex.ru
Агентство интернет-рекламы "Coffee Studio"