СИЗаМ
Вакансии в Пскове
Резюме в Пскове
Работа в Пскове
ДомойКарта сайтаНаписать нам

Поиск вакансий
Поиск резюме
Закрыть
Работа:
Категория:
Закрыть
Работа:
Категория:
Закрыть

Союз студенческих отрядов в Пскове

ССО «Славяне»
СПО «Контакт»
СОП «Скобарь»
«Ретро ССО»
Проекты ССО
Документы ССО
статьи о ССО


Последние вакансии


Все вакансииВсе вакансии
+Создать вакансию

Какие перспективы ждут профессиональное образование в России


Вузов, выпускающих менеджеров, станет гораздо меньше

О том, какие перспективы ждут профессиональное образование в России, рассказал
министр образования и науки Андрей ФУРСЕНКО

На волне кризиса многие растерялись. Спрос на менеджеров, и так в последнее
время не шибко высокий, упал катастрофически. Клерки устремились на биржи труда.
Где - о чудо! - полно вакансий. Но не офисных, а рабочих и технических.
Потребность в специалистах, которые могли бы работать на высокотехнологичном
производстве, огромная. А бесчисленные вузы продолжают выпускать десятки тысяч
финансистов и экономистов, которыми рынок труда перенасыщен.

Куда поступать нынешнему выпускнику, чтобы не остаться не у дел? Дипломы каких
высших учебных заведений будут востребованы завтра? Какие учебные заведения не
смогут продолжить свою работу в следующем учебном году и почему? Имеет ли смысл
поступать в училища и колледжи, дающие среднее профессиональное образование?
Вопросы сложные, но на некоторые уже есть ответы.

Где учиться, чтобы потом найти работу?

Перекос в сторону гуманитарного и экономического образования начинает потихоньку
устраняться. В этом году был увеличен прием на медицинские, строительные,
приборостроительные и другие востребованные специальности. Такой подход будет
сохраняться и дальше. Количество бюджетных мест в профильных вузах и на
соответствующих факультетах увеличилось. Уходят в небытие многочисленные
коммерческие факультеты и целые учебные заведения, занятые воспитанием армии
менеджеров и финансистов. Их количество сократилось на 20%.

Особый разговор о педагогическом образовании. Министр подчеркнул, что нынешнее
огромное количество педвузов стране не нужно. Сейчас идет работа над оценкой
качества работы таких учебных заведений: из ваших выпускников в школу идут
работать только 10 - 15%? - пожалуйте на выход. Кроме того, рассматривается
возможность привлекать на педагогическую ниву выпускников и других учебных
заведений, а не только профильных. Например, классических университетов.
Возможно, скоро все будущие учителя и воспитатели должны будут проходить годовую
интернатуру, в которую будет включена обязательная практика в школе. Кстати, в
новых стандартах педагогического образования практика займет куда больше места,
чем раньше.

Не ПТУ, но и не вуз

Уже сейчас жесткое требование работодателя - «необходимо высшее образование» -
выглядит анахронизмом. Начальные и средние профессиональные учебные заведения
перестали восприниматься как прибежище маргиналов и неудачников. На Западе (например,
в Германии и Швейцарии) существуют интегрированные учебные заведения.
Образование в них дается как высшее, так и среднее специальное, по желанию. База
и преподаватели одни, программы отличаются. Их выпускники пользуются большим
спросом на рынке труда. Нечто подобное вскоре будет существовать и у нас.
Получил начальное или среднее профессиональное образование - добро пожаловать на
крупное производство. Поработал там, почувствовал необходимость и желание
развиваться дальше - можешь снова идти учиться, повышать свою квалификацию,
чтобы вернуться на свой завод уже на более высокую должность и зарплату. Такие «ресурсные
центры» уже создаются, и количество их будет увеличиваться. Уже сейчас
работодатели интересуются НПО и СПО с целью сотрудничества. В ближайшее время
это станет обычной практикой. Кстати, перечень профессий НПО и перечень
специальностей СПО сейчас обновляются - туда войдут неучтенные специальности и
профессии, которые востребованы современной экономикой.

Как превратить 1000 вузов в 150

Про формирование сети федеральных университетов слышали многие. На практике же
этот процесс многих пугает. Причем как самих работников высшего образования, так
и студентов, и даже абитуриентов. Как же это - было вузов много, а станет мало?
Значит, возможностей получить высшее образование станет гораздо меньше? На деле
все немного не так. Университеты не начнут исчезать бесследно. Тем более такая
участь не грозит вузам, которые дают качественное образование и чьи дипломы
котируются. Но упорядочить систему университетского образования необходимо.
Каждый из существующих сейчас университетов должен пройти обязательную процедуру
лицензирования. Этот процесс начался, и некоторые вузы уже вылетели из обоймы.
Это не говорит о том, что они перестанут существовать окончательно. Просто их
статус изменится, например, они смогут подать заявку на присвоение им звания
академии. Уже обучающиеся в таких заведениях студенты не пострадают: их права на
учебу будут защищены.

Федеральные университеты - это крупные образовательные и научные центры, которые
будут оборудованы и укомплектованы по последнему слову техники. Вести занятия
там будут лучшие преподаватели. Разумеется, право обучаться в таком вузе надо
будет заслужить. Но лучше пройти конкурс и поступить в такое учебное заведение,
чем отдать папину зарплату и без конкурса пройти неизвестно куда. Тот абитуриент,
который заведомо считает себя неспособным к конкурентной борьбе за право учиться
в хорошем вузе, должен подумать, а стоит ли вообще ему получать высшее
образование. Альтернатива «вышке» уже сейчас вырисовывается достаточно
заманчивая, а дальше будет еще интереснее.

Чтобы знать, как учить, нужно знать, чему учить

Именно для этого министерство сейчас ведет активную деятельность по выработке
образовательных стандартов. К работе привлекаются и работодатели - ведь именно
они точно знают, какими знаниями и навыками должен обладать специалист,
работающий в отрасли. Андрей Фурсенко подчеркнул, что общие подходы к
стандартизации уже определены, осталось доработать конкретные детали,
индивидуальные для каждой сферы экономики и для каждой профессии. Уже созданы
национальные агентства по развитию квалификаций и совет по рассмотрению
профессиональных стандартов. Но окончательно выработан пока только один
профстандарт - в области ресторанного бизнеса. Большая работа ведется и в
области педагогического образования.

Общий объем финансирования высшего образования:

2004 год: 76 млрд. рублей;

2008 год: 263 млрд. рублей.

Целевое финансирование (средства из общего бюджета на развитие актуальных
образовательных программ):

высшее образование: программы 57 вузов на сумму 30 млрд. рублей;

начальное и среднее профессиональное образование: 250 программ НПО и СПО на
общую сумму 6,2 млрд. рублей.

Автор: Мария САРЫЧЕВА



© ПРМОД «Союз студенческих отрядов» 180014, г Псков, ул Николая Васильева, д.65
тел. 8(900) 994-00-33
ssopskov@yandex.ru
Агентство интернет-рекламы "Coffee Studio"