СИЗаМ
Вакансии в Пскове
Резюме в Пскове
Работа в Пскове
ДомойКарта сайтаНаписать нам

Поиск вакансий
Поиск резюме
Закрыть
Работа:
Категория:
Закрыть
Работа:
Категория:
Закрыть

Союз студенческих отрядов в Пскове

ССО «Славяне»
СПО «Контакт»
СОП «Скобарь»
«Ретро ССО»
мероприятия ССО
Документы ССО
статьи о ССО


Последние вакансии


Все вакансииВсе вакансии
+Создать вакансию

Профориентационный тренинг как постдиагностический метод работы с подростками



Авторы статьи:
Ковязин Виктор

Руководитель отдела развивающих программ
Орлова Евгения

Психолог-разработчик

Психологическая диагностика - необходимый этап профориентационной работы, с его
помощью психолог выявляет способности подростка, особенности его личности и
сферы интересов. Однако работа с клиентом не ограничивается только диагностикой,
определением того, что уже существует. По результатам тестирования и во время
беседы с психологом-консультантом выясняются слабые и сильные стороны подростка,
определяются проблемные области, с которыми стоит работать. И для некоторых
ребят работа с психологами нашего Центра тестирования и развития продолжается на
тренинге.

Задачи тренинга

Что может дать тренинг самоопределяющемуся подростку? В первую очередь,
возможность хотя бы немного разобраться в мире профессий и найти себя в нем,
осознав свои личностные особенности, способности и потребности, свои сильные и
слабые стороны. Он выполняет функцию помощника в принятии решения о выборе
профессии и в поиске путей дальнейшего развития подростка.

В Центре тестирования и развития "Гуманитарные технологии" разработаны несколько
видов тренингов, которые могут помочь самоопределяющемуся подростку в этой
ситуации. Один из них, тренинг "Моя профессия", напрямую связан с выбором
профессии, другие же позволяют ребятам развить интерес к учебной деятельности и
сформировать такие навыки, как внимательность, запоминание материала, вычисления
в уме, эффективные приемы общения и публичного выступления и др. Подробнее мы
расскажем об этих видах тренингов дальше.

Вот основные задачи профориентационного тренинга "Моя профессия":

активизация размышлений участника тренинга о выборе профессии;

получение участником некоторых знаний о профессиях;

ознакомление участника с характеристиками некоторых профессий;

получение участником нового опыта (позитивного и негативного) в выбранной
профессии, освоение моделей профессионального поведения;

создание условий для анализа и выводов, для самостоятельного принятия решений;

получение обратной связи о себе как профессионале в игровой деятельности.

Таким образом, тренинг позволяет оказавшемуся в ситуации выбора подростку
примерить на себя хотя бы некоторые из профессиональных ролей, понять, насколько
они ему подходят или не подходят и почему, и развить те навыки, которые ему
необходимы для успешной учебы и самореализации в будущей профессии.

Структура и содержание профориентационного тренинга

Тренинги, разработанные в нашем Центре, представляют собой обучающие и
развивающие программы с элементами тренинга личностного роста. В тренингах
способностей формируются различные навыки, необходимые для учебы и будущей
работы. В профориентационном тренинге важно, чтобы ребенок примерил на себя
разные профессии, попробовал в игре получить хотя бы условный, примерный опыт
выполнения характерных для той или иной профессии задач, соотнес его со своими
представлениями о профессии, со своими интересами и способностями.

Структура профориентационного тренинга "Моя профессия" такова:

перед тренингом происходит определение 3-х профессий, с которыми пойдет
дальнейшая работа участников;

эти профессии сравниваются между собой по различным критериям;

участники делают "безответственный" выбор одной профессии;

происходит изучение "безответственно" выбранной профессии;

участники принимают роль профессионала и участвуют в ролевой игре, связанной с
выбранной профессией;

происходит рефлексия игры и своего участия в ней;

участники делают "ответственный выбор" одной профессии или отказ от него;

происходит совместное определение путей и направлений дальнейшего развития;

участники планируют дальнейшие свои шаги.
Структура этого тренинга неизменна, меняется только само содержание ролевой игры,
она каждый раз новая.

Виды тренингов, проводимых в рамках профориентационной работы

Как мы уже отмечали выше, кроме тренинга "Моя профессия", разработанного
непосредственно для помощи в выборе профессии, в нашем Центре существует серия
тренингов, позволяющих подростку развить свои способности и навыки в тех
областях, которые ему необходимы для будущей работы.

Рассмотрим подробнее три направления развития и относящиеся к ним тренинговые
программы.

СПОСОБНОСТИ (тестовый блок "Способности" комплекса Профориентатор):
РАЗВИВАЮЩИЕ ТРЕНИНГИ: "Внимание - сила", "Свобода общения", "Управление временем",
"Сдача экзамена".

Изменять свои способности в подростковом возрасте нелегко, основная трудность
связана с потерей мотивации к учёбе.

Развитие способностей может дать результат двух видов: прямой и косвенный.

Прямой результат выражается в непосредственном изменении способности. Это
достигается постоянными тренировками на протяжении долгого времени, при этом
формируются интеллектуальные навыки в целом. Например, чтение формирует
лексические навыки и эрудицию, а решение задач по математике - навыки устного
счёта и логику. Школьные занятия в данном случае являются прекрасными
тренировками.

Косвенный результат выражается в приобретении новых знаний о способности и их
использовании. Это достигается изучением приёмов и методов, помогающих
использовать ту или иную способность, при этом формируется навык постоянного
применения конкретных приёмов и методов. Например, публичное выступление
помогает формировать лексические навыки (через желание их использовать), а
работа без калькулятора - навыки устного счёта и логику.

Специализированные тематические тренинги подразумевают чаще косвенный результат
и служат изучению и закреплению поведенческих приёмов.
Пример такого тренинга - программа развития навыков внимания "Внимание - сила".
Конкретные его задачи:

осознание участниками тренинга значимости внимания;

изучение факторов, влияющих на внимание;

обучение участников методикам привлечения внимания к определённым объектам и
закрепление навыков их применения;

обучение методике и навыку ухода от помех (отвлекающих факторов).
Пройдя такой тренинг, подросток создаёт себе условия для более эффективного
использования способности "внимание".

ОБЛАСТЬ ИНТЕРЕСОВ (тестовый блок "Интересы" комплекса Профориентатор):
РАЗВИВАЮЩИЙ ТРЕНИНГ "Облака знаний".

Особым видом работы, направленным на развитие и усиление интересов и мотивации,
является активизирующий тренинг. Он разработан специально для школьников с
невыраженными интересами ("ничего не хочу" или "всё хочу") и проводится в форме
ролевых игр. Цель ведущего такой программы - повышение мотивации к учебной
деятельности, а достигается она путем создания условий для привлечения внимания
и активизации размышления участников на определённые темы.

Наиболее частыми приёмами, которые используют ведущие, являются "создание выбора"
и "активизирующие вопросы". На занятии или в упражнении перед участниками
ставится некая задача. Они должны решить её, используя определённые ресурсы и
условия (время, люди, бумага и пр.). Любая ситуация выбора заставляет человека
оценивать и сравнивать, фиксируя его внимание на определённом объекте. Иногда
для этого бывает достаточно задать вопрос. Любой вопрос заключает в себе некую
неопределённость. Объект этой неопределённости и становится объектом
направленности мышления участника собеседования или тренинга.

Важно заметить, что активизация мышления не всегда приводит напрямую к
заинтересованности. Зачастую, как бы учитель не хотел заинтересовать ученика в
своём предмете, это не всегда получается, здесь многое зависит от личности обоих.
Поэтому возможность заинтересовать подростков в какой-то конкретной области не
является самоцелью ведущего активизирующего тренинга. Достаточно бывает добиться
того, чтобы ребята сравнили некоторые сферы, сделали выбор, а дальше опыт сам
сформирует интерес или его отсутствие.

ЛИЧНОСТЬ (тестовый блок "Личность" комплекса Профориентатор):
РАЗВИВАЮЩИЕ ТРЕНИНГИ: "Психологический театр", "Самопознание", "Облака знаний",
"Формула таланта".

В подростковом периоде развития особенно ярко идёт процесс формирования
личностных качеств человека, ценностное самоопределение. Именно в возрасте 12-18
лет ребята переживают подростковые кризисы. Они начинают задавать себе серьезные
вопросы о себе, о мире, о других людях и своих отношениях с ними. И не всегда
могут ответить на эти вопросы - не хватает опыта и знаний. Чтобы во всем
разобраться, им нужна помощь и поддержка. Но кто поможет? Родители, друзья,
школьный психолог? К сожалению, родителям дети не всегда доверяют.
Компетентность друзей-сверстников вызывает сомнение у родителей, да и для самого
подростка авторитетнее тот, кто постарше. Школьный психолог, как правило, открыт
для контакта, но подросток не идёт к нему в кабинет, потому что не хочет
выделяться ("А вдруг подумают, что со мной что-то не так?").

Работа с психологом-тренером в группе подростков с похожими проблемами - вот
хороший выход из сложной ситуации. Вместе с опытным старшим товарищем ребята
учатся познавать себя и других, развиваться, задавать вопросы и отвечать на них.
Личностный рост - это форма. Содержанием же может стать любая тематика,
интересующая подростков: общение, дружба, маски и роли, внутренний мир, учёба и
жизнь, творчество… Наша личность - картина, а жизнь - палитра. Есть ещё и рука
художника…

Определение сфер развития с использованием тестовой батареи "Профориентатор"

Результаты профориентационного тестирования позволяют определить направления
постдиагностического развития. В отчете по тесту, кроме основной информации,
подросток получает рекомендации о том, какой тренинг ему больше подходит.
Показатели по шкалам трёх описанных выше блоков теста ("Интересы", "Способности"
и "Личность") показывают, насколько участие в том или ином тренинге имеет смысл.
В беседе с психологом-консультантом эти рекомендации уточняются, и подросток
принимает решение о том, нужен ли ему тренинг и если да, то какой.

Вот так выглядит фрагмент отчета о прохождении комплекса тестирования "Профориентатор"
с рекомендуемыми тренингами:

Рис.1. Фрагмент отчета о прохождении теста: рекомендуемые тренинги.

Рекомендуемая тренинговая программа (в рассматриваемом нами случае это
Самоорганизация) лежит в коридоре "выше 5,5". Из чего же получаются выводы о том,
какие тренинги нужны?
Актуальность участия в программах формируется необходимостью и потенциалом.
Рассмотрим шкальный профиль этого же подростка, его результаты по трем блокам "Профориентатора":

Рис.2. Фрагмент отчета о прохождении теста: результаты по трем блокам теста.

Например, рекомендация участия в тренинге "Управление временем" зависит от
нескольких условий:

низкий показатель по шкале "Самоконтроль" (блок "Личность");

низкий показатель по шкале "Эмоц. стабильность" (блок "Личность");

высокий показатель по шкале "Общение" и "Искусство" (блок "Интересы");

высокие показатели по шкалам "Абстрактная логика", "Эрудиция", "Внимание" (блок
"Способности").
Судя по тесту, Вы человек импульсивный, гибкий и переменчивый (пункты 1 и 2).
Вам сложно четко планировать свое время, соблюдать правила и поддерживать
порядок. Однако в будущей профессиональной деятельности, да и для жизни в целом,
такие навыки являются очень полезными. Научиться всё успевать, ставить цели и
доводить дела до конца Вам поможет программа "Управление временем. Пункты 3 и 4
отражают потенциал, т.е. то, насколько эффективно можно развивать эту сферу.
Интерес к искусству, желание общаться, высокая эрудиция и хорошее внимание -
помощники в прохождении программы. Но самые значимые помощники - воля и желание
развиваться. Поэтому любой результат должен быть подкреплен собеседованием с
участником тестирования с целью уточнения пожеланий и актуальности прохождения
тренинговых программ.

Результаты тренинга. Что дает в итоге профориентационный тренинг
самоопределяющемуся подростку?

Тренинги способностей помогают освоить навыки, необходимые для успешной учебы и
дальнейшей работы. За время участия в тренинге "Моя профессия" у подростка
появляется новый опыт, ему приходится самостоятельно выбрать профессию,
проработать её и в конце подтвердить свой выбор или отказаться от него. Отказов
обычно бывает около 10%.

Любопытно отметить, что из всех пришедших на этот тренинг 15% - это те, кто
хотел бы попробовать хотя бы в игре ту профессию, по которой они точно не будут
учиться и работать, поэтому ещё одна функция этого тренинга носит шуточное
название "Прощайте, детские мечты!". Многие хотели стать актёрами, модельерами,
были среди ребят "женщины-хирурги" и даже один "киллер", правда, не было ни
одного "космонавта"… В результате тренинга его участники смогли прожить эти роли
и осознать, что к их реальным потребностям эти профессии не имеют отношения.

Таким образом, благодаря тренингам ребята подходят к выбору профессии
самостоятельно, уже с учетом своих особенностей, с новыми навыками и с интересом
к учебе.

Как оценить эффективность тренинга?

Можно ли определить, насколько полезным оказался тренинг для подростка? Если
вспомнить основные задачи тренинга, о которых мы говорили ранее, то, исходя из
них, об успешности тренинга можно судить по тому, сформирован ли тот или иной
навык, появился ли интерес к профессии, готов ли подросток сделать
самостоятельный выбор. Проверить это можно, например, с помощью опроса
участников по завершении тренинговой программы. Время от времени мы проводим
такие опросы. Они бывают трёх видов:

мгновенная обратная связь (опрос на тренинге, его проходят 95% участников);

краткосрочная обратная связь (собрание через неделю для просмотра фотографий и
видеоролика о прошедшем тренинге, в нем участвуют 50% подростков, прошедших
тренинг);

долгосрочная, или отсроченная (обзвон всех участников группы через год-два, при
этом опросить удается не более 5% участников).

Кроме информации, полученной из опросов, мы можем наблюдать некоторые
объективные показатели эффективности тренинга: например, подросток научился
выражать свои мысли вслух, освоил методику быстрых вычислений в уме, стал
внимательнее. Они наблюдаются уже в процессе тренинга или к моменту его
завершения.

Другие же показатели не всегда проявляются сразу, эффект чаще всего бывает
отсроченным, неявным и касается глубинных личностных изменений, изменений в
мотивационной сфере, в системе ценностей, формирования чувства ответственности
за свою жизнь, самопонимания, самоосознания и готовности делать собственный
сознательный выбор. И этот результат для нас наиболее важен.

* * *

Итак, выбор профессии - серьезный и ответственный шаг, и, к счастью, существует
целый комплекс методов, позволяющих сделать его обдуманным и оптимальным, -
психологические тесты, консультация с психологом-профориентатором и др.

В этой статье мы постарались рассказать об одном из таких методов - о тренингах
нашего Центра и о том, как они могут помочь самоопределяющимся подросткам.




© ПРМОД «Союз студенческих отрядов» 180000 г.Псков, ул.К.Маркса, д. 23
тел. 8(8112) 66-17-41,
pskov_sso@mail.ru
Агентство интернет-рекламы "Coffee Studio"  
О проекте